Почему лекарства вызывают аллергию
Обычные лекарства могут вмешиваться в механизм распознавания иммунитетом нормальных клеточных белков, из-за чего тот принимает собственные белки организма за чужие.
[[MORE]]Чтобы не быть атакованными иммунитетом, обычные клетки должны предъявить нечто вроде «удостоверения личности», продемонстрировать свою принадлежность организму. Для этого клетка расщепляет некоторые из своих белков и получившиеся фрагменты выставляет наружу. Делает она это с помощью белков главного комплекса гистосовместимости. В эту группу входят человеческие лейкоцитарные антигены (HLA). Их можно грубо сравнить с держателями, к которым крепятся фрагменты клеточных белков.
Иммунные Т-клетки, занимающиеся различением «своих» и «чужих», могут распознать клеточные белки, только если те будут представлены с помощью HLA. Если вдруг в клетке появляется вирусная или бактериальная инфекция, то белки HLA выносят на всеобщее обозрение чужие белки, иммунитет их видит и атакует больную клетку. Но может статься, что сам HLA начинает неправильно показывать собственные клеточные белки. Из-за каких-то изменений в структуре HLA фрагменты клеточных белков крепятся к нему не так, как задумано, и в этом случае иммунитет считает их чужаками. Такие неполадки в работе HLA обычно являются причиной аутоиммунных заболеваний, когда иммунная система начинает нападать на здоровые клетки.
Исследователи из Мельбурнского университета (Австралия) опубликовали в журнале Nature статью, в которой рассказывают, как самые обычные лекарства могут изменять способ взаимодействия презентирующих HLA и нормальных клеточных белков. А значит — быть причиной иммунной гиперчувствительности и аутоиммунных болезней. Несмотря на то что большинство из них имеет небелковую природу, некоторые могут связываться с HLA. Эксперименты показали, что, например, препарат абакавир, использующийся при лечении ВИЧ, занимает в молекуле HLA зону, предназначенную для взаимодействия с клеточными белками. В результате клеточные белки не могут встать на предназначенное им место, как надо, — и иммунные клетки, проверяющие обращённые наружу комплексы HLA, видят в них чужеродные молекулы.
Точно так же ведёт себя и карбамазепин, использующийся как противосудорожное средство и корректор психоневрологических расстройств. Возникает вопрос, почему аутоиммунный побочный эффект от таких лекарств не проявляется у всех, кто их принимает. Тут всё дело в том, что гены HLA необычайно вариабельны: они подгоняются под индивидуальные особенности белков у разных групп людей и даже у разных индивидуумов. Поэтому у одного HLA может хорошо связывать абакавир, а у другого — плохо. Именно так обстоит дело с карбамазепином: сильнее всего он вызывает аллергию у жителей Азии, которые, видимо, обладают какими-то общими чертами в структуре белков HLA.
Предсказать заранее, какое лекарство вызовет аутоиммунную реакцию, теоретически можно, но для этого нужно знать структуру белка HLA конкретного пациента, чтобы прикинуть, как этот препарат будет с ним взаимодействовать.
/